Роль родителей (законных представителей) в трудовом воспитании и профессиональном самоопределении несовершеннолетних заключается в следующем:
- Воспитание трудолюбия. Родители могут показывать пример трудовой деятельности и поощрять различные трудовые занятия ребёнка. Также успешное воспитание нравственно-трудовых качеств зависит от организации семейного хозяйства.
- Ознакомление с профессиями. Родители могут рассказывать о разнообразии профессий, их месте и значении, содержании и требованиях к человеку.
- Взаимодействие со школой. Родители могут интересоваться какая профориентационная работа осуществляется школой. В чем ребенок успешен, к каким занятиям проявляет интерес. И вместе с педагогами школы помочь ребенку профессионально самоопределиться.
- Создание условий для выбора профессии. Родители могут знакомить ребёнка с разнообразием профессий, обращать внимание на его сильные и слабые стороны, воспитывать уважение к труду, к обществу, к человеку. Также они создают возможности для пробы сил в различных направлениях, обсуждают с ребёнком профессиональные планы, оказывают помощь в нахождении дополнительных сведений о профессиях и учебных заведениях.
Позиция родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка важна, поскольку влияет на степень его активности, осознанности, самостоятельности в выборе.